Мрачная игра - Сальвадор Дали

Мрачная игра - Сальвадор Дали

Картина "Мрачная игра" была написана Сальвадором Дали в 1929-ом году и явилась, можно сказать, переходной ступенью от полотна "Первые дни весны", где Дали впервые заявил о себе, как о последовательном сюрреалисте и преданном поклоннике Фрейда, к замечательному во всех отношениях холсту "Великий Мастурбатор", где "чудесное превращение" Дали воплощено с наибольшим мастерством.

 

"Мрачная игра"  - относительно небольшая картина (44,4 Х 30,3 см, масло, холст) которая на данный момент хранится в частой коллекции в Париже.

Дали создавал "Мрачную игру" летом 1929-го, вернувшись из Парижа, где их совместный с Луисом Бюньюэлем фильм "Андалузский пес" произвел настоящий фуррор. В финансовом плане, однако, это успех никак на благосостоянии Сальвадора Дали не отразился - он продолжал оставаться зависимым от отца, недовольного тем, что сын тратит время и силы на такое "несерьезное" занятие, как живопись.

Никоим образом успех "Андалузского пса" не повлиял и на личную жизнь Дали, которая сплошь, кажется, состояла из комплексов. До судьбоносной встречи с Галой оставалась всего пара месяцев - но Дали, разумеется, не мог знать об этом. 

На момент написания "Мрачной игры" Дали продолжал оставаться 25-летним девственником, мучительно жаждавшим физического контакта с женщиной - и так же мучительно боявшимся его. Молодой Сальвадор испытывал сильные сомнения относительно своей потенции, и, в не меньшей степени, относительно самой своей способности "сделать всё так, как положено, когда дойдёт до дела". "До дела", тем не менее, никак не "доходило", и свои сексуальные переживания Дали пытался облегчить с помощью двух занятий, которым предавался с одинаковой силой и страстью - мастурбации и живописи. 

Мрачная игра - история создания картины Дали

Вернувшись из Парижа в Каталонию, Дали стал практиковать искусственное введение себя в мир грез. По утверждению художника, в этом состоянии полусна-полуяви ему являлись множественные иррациональные образы, происхождение которых не всегда поддавалось определению, однако Дали был уверен, что многие из них видел в детстве. 

Вот как пишет об этом сам Дали: "Другие образы были куда сложнее и многозначнее. Как, например, вот этот кроличий профиль, причем, глаз зверька оказывается в то же самое время глазом громадного пестрого попугая. И мало того: тем же самым глазом смотрит рыбья голова, вместившая и кролика, и попугая. Иногда у этой рыбы я замечал прилипшего кузнечика у самой пасти. Еще, особенно в море, на веслах, перед глазами у меня вдруг возникала целая стая разноцветных крохотных зонтиков."

Следуя методе своего кумира Зигмунда Фрейда, Дали, фиксируя свои ощущения и переживания, старался быть внимателен к мельчайшим деталям, и решил, что все они в обязательном порядке должны быть включены в картину, какой и стала "Мрачная игра". 

Мрачная игра - описание и объяснение картины

Целый вихрь искрометных фантазий исходит из головы Дали, или Великого Мастурбатора, размещенной в центре картины.  Таким изобразительным приемом, кстати, пользуются медиумы, фиксируя картины, возникающие у них в голове.

 

Обнаженная грудь девушки и ее правая рука в то же самое время являются пеннисом-пальцем с тестикулами, направленным в сторону жирных женских ягодиц, а точнее, ануса, кишащего муравьями. Справа от левой груди девушки изображена фаллическая сигарета, направленная к очередной вагине.

В этот период Дали был охвачен переживаниями, связанными с "технической" проблемой анального полового контакта - разумеется, переживания эти носили сугубо теоретический характер.

Слева от пенниса-пальца богохульник Дали поместил потир с евхаристической облаткой, в соответствии с общепринятой католической иконографией. Кощунственное соседство просфоры с анусом и с направленным к нему фаллическим пальцем подтверждает враждебно-агрессивное отношение Дали к Католической церкви, в полном соответствии с канонами сюрреализма. Испанцы и вообще богохульники, а каталонцы - в особенности. 

Мрачная игра - Сальвадор Дали

Только слепой не заметит, что повсеместно на картине присутствуют вагины — самые ужасные, и в то же время мучительно желанные отверстия для девственного Сальвадора. Сливаясь с головой девушки, рот мужчины трансформируется в кроваво-красные половые губы; даже в  раздвоенных вмятинах шляп просматривается женский половой орган, а в центре замысловатого водоворота предметов изображена еще одна вульва с темной, как в ухе кролика, ложбинкой.

Сама голова мастурбатора с массой различных предметов, увлекаемых потоком вниз, к ногам фигуры с розовыми ягодицами, образует в то же время очертания головы осла, ухо которого хорошо заметно позади головы мастурбатора.

Присутствие двух фигур в правом нижнем углу напрямую связано с детским воспоминанием Дали, когда его отец приехал и объявил во всеуслышание семейству, что он "обосрался", чем вызвал у малютки Дали сильнейшее чувство стыда за родителя. Ближайшая фигура пристально смотрит на соблазнительные ягодицы, зажав в правой руке острый предмет, завернутый в окровавленную тряпку. 

К его плечу беспомощно склонилась обнаженная фигура с явными признаками страдания. Бородатый мужчина, который в последующих работах Дали трансформируется в Вильгельма Телля - несомненно, авторитарный отец Дали. Очевидно, что только что он совершил акт кастрации сына - в качестве наказания за грех мастурбации.  Наказанный и лишенный мужского достоинства сын (сам Дали) прильнул к отцу, в то время как один из его пальцев на голове введен в отверстие с контурами вагины. 

Еще один образ-символ постоянного стыда, который испытывал тогда Дали в связи с мастурбацией - фигура-статуя на постаменте, прячущая свое лицо и протягивающая огромную руку. Закрытое лицо — знак стыда; преувеличенное изображение руки указывает на причину стыда — мастурбацию.  Интересно, что крошечная фигурка с тростью, смотрящая вверх на гигантский монумент, очень напоминает отца Дали -  дона Сальвадора Дали Куси из других картин того же периода, в том числе, и из "Великого Мастурбатора".

Изображения львов на полотнах этого времени символизируют пугающие и в то же время яростные сексуальные желания. Один из львов с лапой на пушечном ядре  - явная отсылка к паре львов, распопложенных у входа в Испанский парламент в Мадриде. Из юношеских дневников Дали известно, что он в те месяцы предпринимал неоднократные попытки прекратить мастурбирование, опасаясь "потерять кровь"  - то есть утратить потенцию. 

Этот страх воплощен в предмете, расположенном в левом нижнем углу картины, и напогминающим мягкую свечку, который является ничем иным, как скрытым символом импотенции по теории. Об этом же страхе свидетельствует и изображение огромной лестницы, также выражающее страх перед сексуальной связью.

Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €Заказать экскурсиюПримечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 €) не включена в стоимость экскурсиии.

Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:

Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе 

Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат

Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)

Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе+средневековая Жирона

Театр-музей Дали+шоппинг в аутлет-центре 

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0