Портрет Мадам Рекамье - Жак Луи Давид

Портрет мадам Рекамье - Жак Луи Давид

"Портрет мадам Рекамье" был написан Жаком Луи Давидом в 1800 году и в наши дни составляет заслуженную гордость Лувра, наряду с еще несколькими работами великолепного Давида. 

Эта работа интересна прежде всего как "канонический" образчик живописного искусства в так называемом "стиле Директории", который можно определить как вариант неоклассицизма - но в более суровом и даже аскетичном проявлении. И если рассматривать вопрос о роли и значимости художника в современном его бытии - "Портрет мадам Рекамье" может служить наглядным доказательством того, что роль эта бывает безграничной. 

В те смутные годы Давид был абсолютным законодателем мод, своими картинами задавая тон во всём - от женских причесок до мебели. Так, поз воздействием "Портрета мадам Рекамье" парижанки той поры стали носить платья, стилизованные под римские туники, торшеры в римском стиле, изображенные на картине, мигом вошли в моду, а кушетка, на которой возлегает нежная мадам Рекамье, и вовсе сделалась хитом продаж. 

Все утонченные дамы высшего света захотели себе такую же, и она стала  неотъемлемой деталью интерьеров светских гостиных, а фамилия прекрасной Жюли - Рекамье - перекочевала из разряда имен собственных и сделалась название целой армии схожих предметов мебели. 

Мебель эту поставлял на рынок сам Давид, который среди многочисленных своих талантов числил и дар предпринимателя. По его рисункам мебельщик Жакоб изготавливал мебель, восходящую к находкам в раскопках Геркуланума и Помпей - и мебель эта разлеталась со скоростью горячих пирожков среди парижских эстетов того времени: утонченных хомячков, наивно считающих, что они что-то смыслят в искусстве и хорошем вкусе. 

Кстати сам Давид, прекрасно зарабатывавший на аристократии, относился к ней довольно неприязненно. В частности, юную Жюли Рекамье, хозяйку блестящего парижского салона, художник невзлюбил с первого взгляда и в дальнейшем считал ее жеманной и капризной девицей, которая, к тому же, совершенно не умеет позировать. 

Во время сеансов Жюли вертелась, страдал и всячески выводила художника из себя - так что в конце концов между художником и моделью установилась стойкая неприязнь, временами переходящая в сильную ненависть. В наказание за вздорный характер Жюли Давид писал ее портрет бесконечно долго. В конце концов мадам Рекамье небезосновательно стала опасаться, что может состариться и умереть раньше, чем Давид закончит этот злосчастный потрет. 

Временами Жюли, изможденная очередным бесконечным сеансом, пыталась протестовать, но авторитетный Давид не был склонен выслушивать ее "дерзкий вздор". В конце концов, Жюли восстала и предложила, чтобы портрет закончил Жерар, ученик Давида - чем окончательно вывела маэстро из себя. В наказание за дерзость вздорной аристократки Давид принял решение не заканчивать портрет вообще, объявив это "своим маленьким капризиком". 

Жюли заплакала - но это были слезы облегчения: наконец-то завершилась эта бесконечная пытка, и ей уже не нужно будет возлегать на проклятой кушетке часами, боясь пошевельнуться, чтобы, не дай Бог, не рассердить Давида! Впрочем, даже незаконченная (это касается в первую очередь фона) картина явна удалась - и сегодня по праву считается одним из выдающихся шедевров Лувра.

Write a comment

Comments: 0