Портрет сестры - Сальвадор Дали (1925)

Портрет сестры - Сальвадор Дали (1925)

"Портрет сестры" написан Сальвадором Дали в 1925-ом и был представлен художником на первой персональной выставке Дали в барселонской галерее Далмау. Собственно, эта выставка может быть названа маленьким триумфом Анны Марии - сестра Дали присутствует в 8-ми работах из 22-х.

 

"Портрет сестры" интересен, прежде всего тем, что Анна Мария написана в анфас, что в работах Дали встретишь крайне редко - чаще он писал ее в профиль, еще чаще со спины, сидящей или стоящей, как, например, в прекрасной картине того же года "Девушка у окна".

Это повсеместное присутствие Анны Марии не должно удивлять - после смерти матери (донья Фелипа умерла в 1921 году от рака молочной железы) сестра стала самым близким Сальвдору человеком, его единственной и бесплатной, что немаловажно,  моделью и, не стоит сомневаться - его Музой. 

В ту пору над отношениями брата и сестры еще не маячила мрачная тень хищноносой парижанки из Казани - Гала, которая, появившись, быстро установит новый порядок и начнет всё у всех отнимать: у сестры - брата, у отца - сына, у музы - художника...

Но все это будет потом. А пока - Дали бесконечно пишет сестру и радуется ее покладистости: Анна Мария, ощущая свою причастность к творческому процессу (именно в качестве Музы) готова позировать брату часами - с тем же упорством, с каким трудолюбивый Сальвадор пытался достичь желаемого результата на холсте. 

Чем особенно хороши картины молодого Дали этого периода, и, в частности, "Портрет сестры", так это явным ощущением любви брата к сестре, которой буквально пронизаны все полотна. Анна Мария в это время не просто сестра и модель, но и самый главный в жизни Сальвадора человек.

И Дали живо радуется, когда приехавший к ним в том же 25-ом году Лорка находит Анну Марию очаровательной девушкой и интересной собеседницей - радуется так, как будто Лорка расточает похвалы не сестре, а самому Сальвадору...

На картине эта братская влюбленность выражена еще и в том, что Анна Мария изображена настоящей красавицей с "чеканными", я бы сказал, чертами лица, что не совсем соответствует действительности: в жизни она была довольно невысокой и полненькой, и лик, как показывают фотографии, имела далеко не греческий, хотя...

Хотя кто, скажите мне, не прекрасен в 17 лет? Какая девушка, даже самая страшненькая, не расцветает в Пенелопу Круз в этом волшебном, удивительном возрасте, когда стрелки на циферблате жизни указывают на семнадцать?

А Анне Марии здесь именно сладких и славных семнадцать лет... Анна Мария симпатична, молода, чиста, созерцательна, начитанна, неглупа... В конце концов, Анна Мария - любимая сестра Сальвадора Дали, и этим все сказано! Справедливости ради отметим, что, невзирая на некоторую идеализацию образа, в чертах Анны Марии легко угадывается облик матери - а та, как известно, слыла красивицей. 

С известной долей условности изображен и пейзаж, чем-то напоминающий пейзажи метафизических полотен Джорджо де Кирико. Однако человек, хоть раз бывавший в Кадакесе, легко конкретизирует эту условность, хотя бы уже потому, что Кадакес не случайно называют "белым городом" - все здания в нем, включая церковь Святой Марии, действительно окрашены в белый цвет. В Кадакесе находился загородный дом семьи, и в Кадакес Дали был влюблен ровно так же, как и в родную сестру. 

Правда, если любовь к Кадакесу художнику пронес через всю жизнь, с сестрой получилось иначе. С возникновением Гала между Сальвдором и его отцом, Сальвадором-старшим возник конфликт: совсем не такой видел папа избранницу сына. Дали, как мы знаем, воле отца не подчинился, после чего был изгнан из дома и даже лишен наследства, совсем как "доблестный рыцарь Айвенго". 

Стоит ли говорить, что в конфликте этом Анна Мария целиком взяла сторону отца, считая Гала поистине страшной женщиной, восставшей из ада, чтобы погубить ее любимого брата! За это "предательство" с легкостью поистине удивительной Дали отказался и от сестры - невзирая на всю их прежнюю близость.

В этом был отныне весь Дали: всякий человек, кто смел отныне плохо отозваться о его второй половинке - Гала, тут же заносился художником в черный список пожизненных врагов. 

Спустя годы, когда пыл страстей подугас, а финансовые дела Сальвадора наладились, с его стороны была сделана попытка примирения - и с отцом, и с сестрой. После была вторая половина тридцатых вне Испании, и пости все сороковые, прожитые Дали в Америке, а затем - триумфальное возращение в 1948-ом.  Из США Дали вернулся "богатым и знаменитым", и, с высоты своего нового статуса, сделался несколько менее категоричным в отношениях с отцом и сестрой. 

И все бы хорошо, все бы чудесно, если бы ни книга, изданная Анной-Марией в 1949-ом - "Сальвадор Дали глазам сестры". Книга эта явилась, по сути, ничем иным, как попыткой опровергнуть то талантливое нагромождение фантазий, лжи и сознательного искажения действительности, которое сам Дали издал в 1942-ом году в Ньй-Йорке под названием "Тайная жизнь Сальвадора Дали". Прошу помнить - книга Дали чудесна, как произведение литературного исккусства, но в качестве автобиографии никуда не годится! 

Нарисованная Сальвадором картина его уникального бытия  (надо признать, очень далекая от реальности), собственно, и заставила Анну Марию выпусть в свет свой "ответ Чемберлену". Через всю книгу Анны Марии (тоже написанной талантливо - это семейное)  красной нитью прохоит одна мысль: брат ее был милым, талантливым и чистым ребенком, после таким же чудесным юношей и, наконец, молодым человеком -  пока два "исчадия ада" не уничтожили эту идиллию. Одно исчадие - сюрреализм, другое, граздо более страшное - "та женщина": так называет Анна-Мария жену Сальвадора, отказывая ей даже в имени. 

Сальвадор Дали - портрет сестры.

Отец Дали написал несколько слов в качестве предисловия, заверяя, что все, расказанное в книге его дочери - чиста правда! 

 

Сказать, что Дали был раздосадован или рассержен - значит, просто промолчать. Дали, прочитав труд сестры, был не просто оскорблен - но разъярен в высшей степени. Хрупкий мир между Дали и семьей, который только-только начинал налаживаться - снова с оглушительным треском раскололся надвое - на этот раз навсегда. Отец Сальвадора вскоре умер, а сестра - при одном только имени Анны Марии Дали впадал в величайшую ярость.

В дальнейшем Сальвадор, когда кем-то все же упоминалось имя его сестры, называл ее не иначе, как "старой лесбиянкой", и, в конце концов,  нашел весьма коварный и откровенно недостойный способ отомстить сестре, написав самую, пожалуй, порнографическую из своих работ - "Содомское самоудовлетворение невинной девы" (Юная дева, насилующая себя рогами собственного целомудрия").

Три локона на спине "девы", изображенной в довольно пикантном контексте,  не оставляют ни малейшего сомнения в том, что речь идет именно о сестре: эти же локоны с большой любовью и тщанием Дали писал в 20-ые...

Дали и Анна Мария прожили всю жизнь в нескольких км друг от друга - она в доме в Кадакесе, доставшейся в наследство от отца, он - в своем собственном доме в Порт-Льигате. Всего 4 км, через оливковую рощу и кладбище. Но брат и сестра не виделись, не разговаривали и не общались между собой.

Можно не сомневаться, что инициатива исходила от Сальвадора - и только от него. Часто в отношениях с людьми (даже самыми близкими) жизнь Дали была подобна коридору, разделенному дверьми. Дали открывал очередную дверь, после запирал ее за собою на замок, а ключ выбрасывал прочь. Выбрасывал навсегда - как это было и в случае с Анной Марией. 

На похороны брата Анна Мария не явилась - и, думается, не только по причине не так давно сломанного бедра. Там, на церемонии, находилось слишком много чужих не только ей, но и Сальвадору людей. Многие из них окружали Дали на протяжении жизни исключительно из корыстных интересов - и на похоронах присутствовали по той же причине. 

Позже, через неделю, она заказал по брату заупокойную мессу в церкви Санта Мария в Кадакесе, где присутствовали всего несколко близких людей.

Анна Мария была гордым человеком - и не хотела выставлять свои чувства напоказ. Все, что было между ней и братом - касалось только их обоих, и никого более. В эту сферу она не хотела пускать никого из посторонних  - и была верна этому принципу до конца.

Как-то на один из вопросов "с подковыркой" относительно их сложных отношений с братом она ответила: "Как бы ни было, но я -  единственная на этом свете, кто мог назвать себя сестрой Сальвадора Дали" - и это прозвучало так достойно, что я сразу ее зауважал. Анна Мария была настоящей  "представительницей клана" Дали!

В последние два года жизни она часто болела и пережила брата совсем не надолго. Анна Мария умерла 16 мая 1989 года и была похоронена рядом с отцом.  

НАШ АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0