Пейзаж с загадочными элементами - Сальвадор Дали

Загадочные элементы в пейзаже (1934). Шедевры Театра-музея Сальвадора Дали

"Пейзаж с загадочными элементами" (1934) - очередная дань Сальвадора Дали своему "Кумиру № 2" после обожаемого и обожествленного каталонцем Веласкеса - речь, как вы уже, наверное, догадались, о Яне Вермеере.

 

Эта относительно небольшая вещь (72,8 Х 59,5 см; масло, доска) принадлежит к самом ценимому - сюрреалистическому - периоду Сальвадора Дали и долгое время, как множество других работ Дали, оставалась за пределами внимания широкой культурной общественности. 

 

В 2011 г. Фонд Гала-Сальвадор Дали  приобрел "Загадочные элементы" за 11.14 млн долларов, и  я, во время очередной экскурсии по Театру-музею художника, впервые увидев это полотно, испытал самый настоящий положительный шок, равно, как и мои туристы - и было от чего. Ибо эта картина, без превеличения - прекрасна! 

Знаете, что сказал я тогда своим туристам? Справедливости ради, минуту-другую я вообще не мог произнести ни слова, поглощенный созерцанием удивительного, потрясающего, сногсшибательного, не побоюсь громких эпитетов, полотна.

Затем, когда дар речи стал понемногу возвращаться ко мне, я произнес буквально следующее: "Дорогие друзья! будь у меня пара миллиардов евро, я без разговоров отдал бы эту за эту картину десять, и даже двадцать миллионов!" И, кстати, туристы прекрасно поняли мои ощущения, поскольку, это бросалось в глаза, и сами испытывали нечто похожее.

Пережитое мною тогда впечатление оставило столь яркий след. что впоследствии я даже запечатлел этот момент в трагическом, в общем-то, романе "Красное спокойствие", написанном как раз на каталонском материале. С вашего позволения, процитирую фрагмент текста здесь: 


"Вослед за золотозубым оракулом он попал в «Зал Сокровищ», где стены были обиты красным бархатом, а на бархате том, подобно истинным драгоценностям, сияли картины Дали. И снова он застыл с открытым в изумлении ртом: нельзя, решительно нельзя было поверить, что все это сделал человек, и посредством такого несовершенного инструмента, как руки!

Десять мнут, никак не менее, он глазел на «Корзинку с хлебом», борясь с сильнейшим желанием протянуть руку, схватить выписанную виртуозно горбушку и вонзить зубы в пахучую мякоть. Положительно, Дали заключил договор с кем-то из них: с дьяволом или Богом – иначе создать такое было бы невозможно!

Но самое большое из чудес ожидало его под сценой, в затемненном зале рядом с туалетом, где не было ничего, кроме одной единственной картины в дальнем левом от входа углу. Но что это была за картина!

Загадочные элементы в пейзаже, Сальвадор Дали. Экскурсовод по музею Сальвадора Дали.

Пуйдж ступил шаг по направлению к ней, ступил другой – и застыл. Абсолютно трехмерное пространство полотна ощутимо принялось затягивать его в себя, заставляя напрочь позабыть о реальности, да и то: реальность слишком, по сравнению с картиной, убога была и тускла.

Как? Как? Как он это, черт побери, сделал?! Пуйдж отступал и приближался, менял ракурс и прищуривал глаза, вставал на цыпочки, приземлялся на корточки – яркий объемный мир, заключенный в строгую раму, по-прежнему тянул неукротимо. Магия, загадка, колдовство – иначе не назовешь! Картина, кстати, так и называлась: «Загадочные элементы в пейзаже», и самым загадочным, как сходу определил Пуйдж, было то, чего в ней нет."..

Нет, кое-что в ней все-таки есть: уже упомянутый  Ян Вермеер, сразу вызывающий в памяти  известную картину "Аллегория живописи", и автопортрерт самого Дали, изобразившего себя в ребенком в матросском костюмчике - как, например, в "Призраке сексуальной привлекательности" и еще ряде работ того и позднейшего периодов...

Есть частенько появляющаяся в картинах Дали-сюрреалиста няня (память о Лусии, которая, собственно, и была  няней Сальвадора в детские годы будущей звезды) и не менее частая в  работах начала-середины тридцатых фаллоподобная башня с белым флагом -  символом капитуляции (скрытый намек на собственную импотенцию?)... 

Кстати, о башне, образ которой часто появляется в работах Дали, следует сказать подробнее. Башни встречаются у Дали повсеместно и, по однозначному заявлению самого художника, напрямую связаны с сексуальностью. Да, да - Дали всегда был предельно откровенен и в своих высказываниях, и, тем более, в своих картинах - за что, собственно, нам и симпатичен. 

Башня, однозначаный фаллический символ - всегда обладала Дали особенной эротической притягательностью. Как вспоминал сам художник, в отрочестве особенно активные эротические фантазии посещали его, когда он, уединившись на террасе своего дома на улице Рамбла Монтуриоль, мастурбировал, наблюдая освещенную лучами заходящего солнца колокольню церкви Святого Петра в Фигерасе, где был крещен.

Прошу простить мне (а точнее, Сальвадору Дали) это маленькое святотатство, но наша задача - истина, а она, как известно, бывает всякой. 

Нанита Калашникофф, очень близкая подруга Дали, вспоминала, что и в зрелом возрасте художник был одержим башнями, именно в связи с их фаллической формой, постоянно отмечал из в пейзажах, и если откуда-то открывалась картинка с тремя башнями, расположенными на одной высоте, запросто мог испытать оргазм. 

А еще - еще в "Загадочных элементах" Дали есть драпировка, скрывающая то, что находится за ней и придающая сюжету тот самый элемент тайны и мистицизма, котрые Дали считал важнейшим и неотъемлемым элементом всякого истинного произведения искусства...

Еще в "Пейзаже с загадочными элементами" есть неустанно воспеваемая художником родная равнина Ампурдан, и, конечно же, накрывающее ее удивительное небо, которое Дали писал со знанием дела и непревзойденным мастерством. Прозрачность воздуха и вытянутая форма облаков справа недвусмысленно намекают на то, что трамонтана  - злой северный ветер - уже рядом и вот-вот со всей яростью обрушится на долину...

Есть пара переплетенных "загадочных элементов", давших название картине... (это "Ампурданские Инь и Ян", подробнее о которых можно прочесть в нашем описании одноименной картины), Одним словом, есть многое, но перечисление этих объектов, увы, даже в малой степени не передает того неповторимого ощущения, которое испытываешь, когда стоишь перед полотном. 

Эту картину обязательно нужно видеть, и обязательно - в оригинале. Она гипнотизирует, завораживает, властно втягивает в свое абсолютно трехмерное пространство, которое незаметно и нежно обволакивает вас со всех сторон, становясь более реальным, чем сама реальность - и поглощает, в конце концов, целиком, без остатка и следа.  Что здесь по-настоящему важно - само  непередаваемое ощущение магии, загадки, колдовства.

Не знаю, как Дали удалось добиться такого эффекта - но удалось. И поэтому он - безусловный гений. Мастер. Маэстро, перед которым не стыдно снять шляпу или, на худой конец, бейсболку.

И прекрасно, что Фонд Гала Сальвадор Дали проявил максимум дальновидности и инициативы и приобрел это полотно сейчас - потому что через десяток лет оно будет стоить на порядок дороже. И, кстати, вполне заслуженно!

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0