Два куска хлеба, выражающие любовное чувство - Сальвадор Дали (1940)

Два куска хлеба, выражающие любовное чувство - Сальвадор Дали

Картина "Два куска хлеба, выражающие любовное чувство" была написана Сальвадором Дали во французском  курортном  городке Аркашон, накануне их с Гала затяжного бегства в США, вызванного агрессией Гитлера в Европе.

 

В наши дни это среднее по размерам полотно (81,3 Х 100,3 см; холст, масло) принадлежит коллекции  Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе и являет собой прекрасный образец того, как мастерски владел Дали академической техникой живописи - прославившись, тем не менее, в качестве сюрреалиста.  

Два куска хлеба, выражающие любовное чувство - история создания и описание

Натюрморт "Два куска хлеба, выражающие любовное чувство", был написан Сальвадором Дали в Аркашоне - сегодня это дорогущий курорт на Бискайском заливе в 70 км от Бордо, славный, среди прочего, своими устрицами. Уже в 1940-ом Аркашон тоже пользовался репутацией элитного курортного местечка, и там, на самом краю Франции, оказались в свое вреся многие известные люди, которых кровавая вакханалия Гитлера заставила, в конце концов, пересечь океан в поисках убежища в США.

В смутном и тревожном 1940-ом одновременно с четой Дали в Аркашоне оказался и один из столпов дадаизма и сюрреализма - Марсель Дюшан, среди прочих свои талантов числивший большое умение в шахматной игре.

Дюшан нашел себе замечательного партнера в лице Гала, с которой и сражался за шахматной доской целые дни напролет. Его можно понять: Аркашон и сегодня остается довольно скучным местечком - кроме устриц (надо сказать, преотличных) и крупнейшей в Еврое песчаной дюны Пила, расположенной неподалеку, там, по большому счету, ничего нет - если не считать отчетливо различимого аромата больших денег, владельцы которых всегда были неравнодушны к Аркашону. 

Пока Дюшан и Гала предавались изысканным забавам интеллектуалов,  Сальвадор Дали, как обычно, был захвачен творческим процессом, который, кажется, протекал в нем беспрерывно. Дали, по собственным его словам,  изучал "очередное открытое им свойство хлеба", занятый "поиском точной смеси масла амбры, смолы, лака, неуловимой вязкости и суперчувствительной материальности".

Как несложно догадаться по сверхзамысловатому описанию, поиск вышеозначенного рецепта, крайне необходимого Сальвадору для того, что максимально точно изобразить на холсте хлеб, отнимал у художника все мысли и силы, превращая его, по сути, в лунатика. Однажды, ненадолго верувшись в реальность, Сальвадор обнаружил, что игроки забыли на столе, рядом с хлебом, который он  упорно пытался написать, пешку - которая и пригодилась ему в качестве объекта изображения. 

Так что Гале и Дюшану пришлось искать шахматной фигурке замену, а Дали в итоге написал одно из своих замечательных и откровенно "предательских" по отношению к сюрреализму полотен, которое можно считать предтечей гиперреалистической "Корзинки с хлебом" (1945). 

Первое заметное обращение Дали к теме хлеба состоялось еще в 1926-ом, когда художником была написана первая "Корзинка с хлебом". Это, заметим, было еще до сюрреализма, сделавшего из Дали звезду - и потому первая "корзинка" проста, как душа фермера, и скучна, как зимнее небо Тамбова. В 30-ые, когда Дали изобретает "сюрреалистический хлеб", начинается пора "очеловечивания" этого первостепенной важности продукта - вспомним уже виденные нами на фасаде Театра-музея французские багеты, в картинах Дали-сюрреалиста нередко, к слову,  уподобляемые агрессивным фаллосам.

Но, как видим, идут годы, меняется сам Дали, и в 1940-ом, накануне почти открытого обращения к академизму, всякий сюрреалистический "экстрим", который мы так любим, потихоньку уходит из произведений Маэстро. 

Это, кстати, подметил не только я в наши дни, но и чуткая критика той поры. В частности, в статье, опубликованной в одном из номеров  журнала Art News за 1942-ой год,  утвержалось, что в свои 38 лет Дали достиг того же совершенства во владении ремеслом, что и всякий другой художник из ныне живущих. Ну, насчет "всякого другого" я бы поспорил! Впрочем, тот же журнал впоследствии "исправился", заявив, что если Дали и дальше будет обращаться от подсознательного к сознательному, "ничто не должно помешать ему стать величайшим академическим живописцем 20-го века". 

Да, что касается техники письма, Дали был академичен даже в лучшие свои сюрреалистические годы, а в конце тридцатых, когда разрыв с сюрреализмом (не только идеологический, но и идейный) стал реальностью,  эта "академичность" сделалась особенно заметной. И, в общем-то, вряд ли это плохо. Глупо, согласитесь, упрекать художника в том, что он прекрасно владеет своим ремеслом. 

И все же.. Все же - за что мы любим картины Дали? Прежде всего, за то, что каталонец умел, как никто другой, делать "мгновенные рукотворные снимки подсознания", воплощая порождения бреда, галлюцинации или сна на доске, холсте, бумаге или любой другой поверхности с непревзойденным мастерством и максимальной реалистичностью. Именно фотографически точная реалистичность в изображении того, чего нет, и заставляет нас при виде картин Дали испытывать чувство волнительное, тревожное и прекрасное одновременно - удивительного сна наяву. 

Владение академическими приемами живописи усиливает "эффект присутствия"; Видя перед собой в высшей степени реалистично написанный "микс" объектов обыденного мира с миром сновидений, в конце концов, перестаешь различать грань между сном и реальностью, целиком погружаяясь в мир картины Дали. Вот это "погружение" и называется искусством - и в этой, если хотите, "персонифицированной академичности бреда" и заключается магия лучших работ Дали.  

Каждый ингредиент этой великолепной триады: академическая живопись, бред и Сальвадор Дали - одинаково и равнозначно важен, и работают они только вместе.  Убери один из них - и вся магия рассыплется в прах и пепел. В одно время с Сальвадором Дали на планете Земля проживало множество замечательных сумасшедших, бредивших так яростно и неукротимо, что бред Дали, по сравнению с их бредом, показался бы самой нормальной нормой. В одно время с Дали на Земле обреталось множество прекрасных художников, владевших приемами академической живописи лучше, чем владел ими Дали. Но Сальвадор Дали был и остался единственным и неповторимым - вот она, магия искусства!  

Так когда-то соединилсь в одно целое четыре не самых великих певца и не самых виртуозных исполнителя, и образовалась группа "Битлз", феномен которой никто до сих пор  ни объяснить, ни переплюнуть не смог - магия искусства!

В "Двух кусках хлеба, выражающих любовное чувство" магия искусства есть, хотя, на мой взгляд, работе не помешало бы чуть больше "бредовости". Но это всего лишь мое персональное мнение, а вообще  - картина прекрасна!  Чтобы убедиться в этом, достаточно один раз увидеть ее в оригинале! 

Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 360 €, 6 человек - 410 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0