Самые известные картины Караваджо

В этой подборке представлены самые известные картины Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610) - основоположника реализма в европейском искусстве, величайшего мастера эпохи барокко, неустанного исследователя эффектов светотени, породившего целое направление в живописи, известное как "караваджизм"... 

Перечислять заслуги Караваджо перед мировым искусством, равно как и бесчисленные грехи художника, превратившие его недолгую земную жизнь в настоящий ад, можно бесконечно. Важно понимать одно: Караваджо был не просто одним из "пассажиров" слегка сумасшедшего автобуса под названием "Мировая Живопись" - Караваджо был одним из водителей. 

Караваджо, категорически не любивший следовать чьим-то указаниям, сам крутил баранку, жал на тормоза и менял курс по собственному усмотрению, ничуть не заботясь о мнении других - в итоге подарив нам немалое количество бессмертных шедевров. О лучших из них мы и поговорим. Итак, самые известные картины Караваджо! 

Больной Вакх (1593)

Больной Вакх - самые известные картины Караваджо

"Больной Вакх" (Bacchino Malato - итал.) - ранний автопортрет художника эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, датируемый 1593–1594 гг. и находящийся в наши дни в  галерее Боргезе в Риме.

Следует отметить: гораздо раньше, чем талант Караваджо получил широкое признание, его уже знал весь Рим, но с другой, темной стороны натуры художника: как неисправимого скандалиста, задиру, драчуна и забияку, обладавшего невероятно вспыльчивым и агрессивным характером. 

Но разве можно, скажите, вообразить всё это при виде миловидного и крайне обаятельного юноши с трогательной и слегка виноватой улыбкой, который смотрит на нас с картины "Больной Вакх"? Конечно же, нет - а между тем, монстр с криминальными наклонностями и этот юноша - одно и то же лицо, то есть, Караваджо...читать полностью


Гадалка (1595)

Самые известные картины Караваджо

Гадалка (1594 - 1595) - одна из ранних работ Микеланджело Меризи де Караваджо, в наши дни находящаяся в коллекции Лувра. Оговоримся сразу - картина существует в двух версиях, написанных с разницей в один год.

Одна их них, как мы уже сказали, находится в Лувре, а другая - в Капитолийских музеях Рима. Здесь речь пойдет о более поздней и, несомненно, более совершенной версии - из Лувра. 

Если верить Джованни Беллори, биографу Караваджо, художник уже в ранней юности люто негодовал, когда ему мягко указывали на то, что неплохо бы поучиться мастерству у великих мастеров античности. Итогом таких советов была любо драка, либо не самая вежливая просьба со стороны Караваджо "идти лесом и не лезть с идиотскими советами". 

Будучи в хорошем расположении духа, молодой Микеланджело Меризи снисходил и до более развернутого ответа: в ответ на такое предложение он указать пальцем на толпу и сказать, что учиться надо не у "каких-то там древних мастеров", а у природы, и однажды, чтобы доказать это, он зазвал цыганку-гадалку, случившуюся рядом, и быстро написал ее в манере весьма реалистичной и живой...читать полностью


Медуза (1597)

Самые известные картины Караваджо - Медуза

"Медуза" (1597) - Караваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо написал две версии "Медузы" - одна, несколько более скромная по размерам, была создана в 1596 году, а другая, более крупная и известная, находящаяся ныне в Уффици - годом позже.

Вторая версия "Медузы", как это часто бывало с работами Караваджо, получилась гораздо удачней.  Караваджо запечатлел момент сразу после того, как Персей отсек Медузе Горгоне голову: лицо ее искажено ужасом, страхом и болью, а из обрубка шеи хлещет мощными потоками кровь. Картина выполнена с максимальным и откровенно пугающим реализмом, который усугубляется еще и тем, что в качестве "модели" Караваджо использовал свое собственное лицо.  

Заказ на "Медузу" Караваджо получил от итальянского дипломата и кардинала Франческо Марии дель Монте, который поднес картину в дар великому герцогу Тосканскому Фердинанду I. Именно эта версия впоследствии получила всемирную известность и сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции...читать полностью


Нарцисс (1597 - 1599)

Известные картины Караваджо

Мрачная история Нарцисса, изложенная в "Метаморфозах" Овидия, разворачивается на абсолютном черном фоне. Единственные видимые нам образы, без которых картина попростоу превратилась бы в "Черный прямоугольник", это фигура склонившегося над водой Нарцисса и его отображение в водной глади, в совокупности образующие круг, центром которого является самый освешенный фрагмент полотна - коленка самовлюбленного юноши. 

Эта работа была создана в середине карьеры Караваджо - время, о котором до сих пор известно не так уж много. Однако, если судить по картинам, в то время Караваджо предпочитал придавать своим картинам магическое ощущение таинственности и загадки, напряжение и очевидной сосредоточенности героев на своих внутренних переживаниях...читать полностью 


Святая Екатерина Александрийская (1598)

Знаменитые картины Караваджо - Святая Екатерина Александрийская

В настоящий момент этот шедевр (173 х 133 см; холст, масло) экспонируется в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, и туда стоит пойти уже только ради того, чтобы полюбоваться "Святой Екатериной". 

Уверяю вас: оказавшись перед картиной, вы долго не сможете оторвать от нее взгляд - настолько она хороша. Богато одетая, пышущая здоровьем и юностью миловиднейшая девица смотрит на вас так, как будто знает специально для вас предназначенную тайну, и тайна эта - волнительна, чуть-чуть тревожна и сулит бездну наслаждений, так или иначе связанных с сумраком комнаты, прохладой тяжелой ткани, мягкостью подушек, нежной шелковистостью кожи и славными женскими округлостями, призывно белеющими в темноте...

Изображенный на картине женский образ почти вызывающе сексуален - но почему?! Почему, если перед нами - христианская святая и великомученица: Екатерина Александрийская? Попробуем разобраться...читать полностью


Корзина с фруктами (1599)

Картины Караваджо - Корзина с фруктами

Корзина с фруктами (около 1599 г.) - натюрморт итальянского мастера эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), который хранится в

Амброзианской библиотеке в Милане. Интересно, что картина "вышла из сумрака" лишь в 1991 году, когда специалист по творчеству Караваджо Лонги установил, наконец, истинное авторство произведения.

Отметим:  написав эту чудесную "рукотворную фотографию", как говаривал Дали, Караваджо снова разорвал и без того стонущую от его революционных деяний парадигму изобразительного искусства: художник нахально утвердил самоценность натюрморта в ту пору, когда этот вид живописи считался вспомогательным и второстепенным, а в Италии не практиковался вообще. 

Красивые, сочные, спелые - но уже начавшие портиться и увядать фруты - не что иное, как метафора бренности и краткосрочности нашего греховного бытия: тема во времена Караваджо более чем популярная. Кроме того, некоторые специалисты по Караваджо утверждают, что "Корзина с фруктами" - не что иное, как метафора Церкви, которая, как известно, принимает в тело свое как праведников, так и грешников...читать полностью


Ужин в Эмаусе (1601)

Знаменитые картины Караваджо - Ужин в Эммаусе

«Ужин в Эммаусе» - картина итальянского мастера эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная в 1601 году и ныне находящаяся в Национальной картинной галерее Лондона.

Первоначально эта картина была заказана и оплачена Чириако Маттеи - братом кардинала Джироламо Маттеи, аристократом и банкиром, заплатившим Караваджо за эту работу довольно внушительную сумму - 150 крон. 

Ужин в Эммаусе - крайне популярный в искусстве 17-го века библейский сюжет, о котором рассказывается в Евангелии от Луки...читать полностью


Смерть Марии (1605)

Смерть Марии - великие шедевры Караваджо

Картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Смерть Марии" (1605), украшающая в наши дни коллекцию Лувра, в свое время вызвала грандиозный скандал. В католическом мире веками господствовало убеждение, что Богородица вознеслась на небо живой, где была увенчана Небесной Славой. И хотя "официально", на уровне папских догматов эта версия была закреплена лишь в 20-ом веке, в искусстве, тем не менее, смерть Марии не принято было изображать так, как это сделал "ужасный" Караваджо! 

А как это сделал Караваджо? Он изобразил "обычную", человеческую смерть Девы Марии - что и вызвало повсеместную негативную реакцию. Так, придворный врас папы Урбана XIII обвинил Караваджо в том, что в качестве натурщицы тот, как обычно, использовал проститутку или одну из своих любовниц; другие во весь голос возмущались совершенно неподобающей позой Богородицы.

Между тем, неприкрытый суровый реализм картины, напрочь порывающий с маньеристской традицией, стал настоящим прорывом в искусстве. Отдельно следует отметить, что художник мастерски использует малейшие нюансы светотени, придавая объем персонажам и  их одеждам. Свет распределен в картине таким образом, что заставляет глаза зрителя перемещаться от лица Девы к застывшей в порыве горя Магдалине, от нее - к фигурам апостолов и, наконец, ко всей картине целиком...читать о главных шедеврах Лувра

Давид и Голиаф (1600)

Давид и Голиаф - самые известные картины Караваджо

В музее Прадо картина величайшего мастера светотени Микеланджело Меризи ди Караваджо выставляется под названием: «Давид - победитель Голиафа» (масло, холст, 110,4 х 91,3 см). Картина написана приблизительно в 1600 г., и впоследствии Караваджо не раз еще возвращался к этому популярному во все времена сюжету.

Караваджо прославился широким и мастерским использованием светотени. Образы в его картинах характеризуются драматическим освещением, где свет намеренно сделан более ярким, а тени - более темными, чем в действительности. 

В картине Караваджо  "Давид и Голиаф", написанной на зрелом этапе творчества художника, где-то между 1596 и 1600 годами, увлечение светотенью доведено до крайности: все, кроме тела Давида, огромной головы и правой руки Голиафа, скрыто в темноте. Кровь капает из раны на лбу Голиафа, и вы все еще можете видеть, как ладонь поверженного и обезглавленного только что великана сжимается судорогой в кулак...читать о главных шедеврах Прадо


Вакх (1596)

Картины Караваджо - Вакх

Караваджо, следует отметить, в картине "Вакх" изобразил не только младшего древнегреческого бога, но и миловидного юношу, одетого как Вакх. "Вакх" - откровенно чувственная вещь,  явно предлагающая зрителю подчиниться своим плотским желаниям. Юноша молод, красив, упитан - однако под слоем жира просматривается внушительная мускулатура.

Одеяние Вакха, едва скрывающее телеса, также говорит само за себя - в той же степени, что и многозначительно-зазывный взгляд юнца. Юноша-Вакх словно говорит тому, для кого предназначалась эта картина: "Ну, давай, брат, накатим еще по бокальчику - и в постель!"

Эротизм гомосексуального свойства, явно ощущаемый в картине, мог быть отражением собственных романтических чувств Караваджо к юноше, который позировал для картины. В шестнадцатом веке гомосексуальные отношения с юнцами не осуждались. Многие покровители Караваджо и его коллеги-художники закрывали глаза на его поведение и продолжали поддерживать его творчество...читать полностью


Юдифь и Олоферн (1599)

Лучшие картины Микеланджело Меризи да Караваджо

"Юдифь и Олоферн"  - картина несравненного Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо), написанная в 1599 году и хранящаяся в наши дни в Палаццо Барберини в Риме. 

Примечательно, что большинство художников изображали Юдифь уже после обезглавливания - в момент, когда вдова, совершив казнь, стоит в глубокой задумчивости с головой Олоферна в руках. "Большинство художников" - но не Караваджо! Караваджо в акте обезглавливания интересовал не результат, а процесс. 

Художник, сделавший крайне натуралистичное изображение актов жестокости и насилия одним из фирменных знаков своего творчества, по свидетельствам современников, был буквально заворожен процессом лишения человека жизни через "усекновение главы" - вид казни, который в те времена применялся к преступникам из аристократической среды. 

Известно, например, что художник присутствовал на широко известной казни Беатриче Ченчи, причем, находился так близко, что палач дважды просил его "подвинуться и не мешать работать"...читать полностью


Святой Иероним в раздумьи (1605)

Святой Иероним в раздумьи - картины Караваджо

Картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Святой Иероним в раздумьи" была написана около 1605 года и в настоящее время принадлежит коллекции музея монастыря Монсеррат в Каталонии

Во времена Караваджо Святой Иероним являлся чрезвычайно популярной фигурой, о чем можно судить хотя бы по тому факту, что художник изображал его по крайней мере восемь раз (до наших дней сохранились только три работы).

На картине, которая находится в музее Монсеррат,  Караваджо изобразил Иеронима в преклонном возрасте. Поза истощенного аскезой, истрепанного возрастом Иеронима исполнена, тем не менее, большой внутренней силы. Иероним, о кардинальском звании которого напоминает алая драпировка, пребывает в глубоком раздумье, созерцая череп: напоминание о неизбежности смерти и суетности всего мирского...читать полностью

Неверие апостола Фомы (1601)

Неверие апостола Фомы - знаменитые картины Караваджо

Написанная между 1600 - 1602 годами, картина была приобретена покровителем Караваджо - банкиром и коллекционером произведений искусства Винченцо Джустиниани, а после распродажи коллекци последнего в 1816 году была куплена для дворца Сан-Суси в Германии, где находится по сей день. 

Заставить человека уверовать можно двумя способами: через духовную красоту Христа, отрицающую земное и возвыщающую его до бестелесного Бога-Отца - или через его физические страдания, в которых на первый план выступает человеческая суть Сына Божьего. 

Караваджо, как впоследствии и Мел Гибсон, снявший в 2004 году "Страсти Христовы" избрал второй путь - да и стоит ли этому удивляться. Человек жестокий, страдающий и часто ненавидевший себя; художник, сделавший изображение актов насилия и жестокости отличительной чертой своего непостижимого творчества; великий реколюционер в искусстве, утвердивший доминанту реализма над условностями маньеристской манеры - мог ли Караваджо поступить иначе?...читать полностью

Write a comment

Comments: 0