Эусеби Гуэль - меценат Антонио Гауди

эусеби Гуэль
Эусеби Гуэль

Эусеби Гуэль, безусловно, может быть отнесен к знаменитым личностям Барселоны, поскольку имя его известно всякому, кто знаком с творчеством Антонио Гауди - а с творчеством Гауди в той или иной степени знакомы все.

 

Эусеби Гуэль являлся меценатом и заказчиком знаменитого каталонского архитектора на протяжении всей сознательной жизни.

 

Собственно, именно благодаря этому человеку с толстым кошельком и тонким чувством прекрасного Антонио Гауди и состоялся, как архитектор. И поэтому Эусеби Гуэль однозначно заслуживает того, что побеседовать о его личности подробнее. 

Итак, Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (по фамилия матери, уроженки Генуи) - родился в Барселоне 15 декабря 1846, почил там же, 72 года спустя; испнаский и каталонский предприниматель, политик, общественный деятель и меценат, известный, как мы уже сказали, своим бессменным покровительтвом Антонио Гауди. 

Эусеби родился в семье каталонского "индейца" Жоана Гуэля-и-Феррер. "Индейцами" в 19-ом столетии называли уроженцев Испании, которые отправлялись в Новый Свет искать удачу и, найдя ее, возвращались на Пиренейский полуостров в зените богатства и славы. Другой вопрос, как зарабатывались эти состояния. 

Ни для кого сегодня не секрет, что состояние того же Жоана Гуэля, или его друга и будущего тестя Эусеби - Антонио Лопеса-и-Лопеса, сколачивалось самым надежным, варварским и бесчеловечным путем - посредством торговли рабами. 

Но в 19-ом веке на эти вещи смотрели как на вполне обычное явление - работорговля на Кубе, например, была отменена по закону лишь в 1886-ом - и, кроме того, речь шла о людях "второго сорта", и происходило все это, к тому же, не в добропорядочной Испании, а "где-то там, за морями и океанами". 

Сколотив капитал, "индейцы" возращались на родину и занимались вполне благопристойными видами бизнеса: банковским делом, производством текстиля, железными дорогами - и становились наиболее состоятельными и уважаемыми персонами в переживавшем индустриальную революцию Королевстве Испания. 

В точности такой же путь прошел и отец нашего Эусеби - поэтому сыну повезло родиться в весьма богатой семье. Мать Эусеби Гуэля умерла при родах, так что отец вопистывал сына единолично и постарался дать ему лучшее воспитание и образование из возможных. Благодаря финансовому положению отца, Эусеби Гуэль имел возможность изучать Право, Экономику и Прикладные науки в лучших учебных заведениях Барселоны, Франции и Англии. 

Закончив обучение, Эусеби Гуэль пошел по стопам старого Жоана, своего отца, занявшись предпринимательнством. Совместно с Ферраном Альсиной им была основана большая текстильная фабрика в местечке Санта-Колома де Сервельо по Барселоной - ставшая прообразом знаменитой Колонии Гуэля; Гененральная компания по производству асфальта и портланд-цемента в местечке Кастельяр де Нуг в предгорьях Пиренеев. 

Кроме того, Эусеби Гуэль входил в совет директоров Испанского Колониального Банка, Трансатлантической Табачной Компании, Компании железных дорого севера Испании - все это предприятия, принадлежавшие либо его отцу, либо тестю - еще более богатому и одиозному бизнесмену Антонио Лопесу-и-Лопесу...

Эусеби Гуэль

Кроме того, Эусеби Гуэль завявил о себе и на общественно-политическом, а также культурном поприщах: в 1875 он входил в Городской Совет Барселоны, в 1878 стал депутатом Провинциального совета, являясь, кроме того, сенатором Испанского правительства. 

Благодаря своей искренней и беззаветной любви к каталонской национальной культуре, Гуэль был президентом и спонсором конкурса каталонских поэтов "Цветочные игры", и, кроме того, членом Королевской академии изящных искусств Святого Георгия. 

Перечень его титулов, званий и заслуг можно перечислять еще долго, однако перейдем к главному: сегодня имя Гуэля известно всем лишь по одной причине: он первым безгранично уверовал в исключительный архитектурный талант Антонио Гауди и стал его самым преданным и крупным заказчиком. Плоды этого славного содружества таланта и капитала сохранились и по сей день. Они материальны и всем хорошо известны:

Интересно, что знакомсто Эусеби Гуэля с Антонио Гауди было, можно сказать, случайным, и началось всё со стороннего проекта Гауди совсем не глобального масштаба: витрины для перчаток "Комелья".

Заказ на изготовление витрины Антонио Гауди получил в 1878 году от барселонского "перчаточных дел мастера"  Эстебана Комелья, который собирался представить продукцию своей фирмы на Всемирной выставке в Париже. 

Отметим, магазин Комелья располагался в те времена на улице Авиньо в Готическом квартале Барселоны - той самой, которую Пабло Пикассо воспел в своей знаменитой картине "Авиньонские девы", ставшей "пилотным проектом"  кубизма. 

Реализация проекта, к которому молодой Гауди, несколько месяцев назад получивший диплом архитектора, подошел со свойственнм ему тщанием, была доверена местерской Эдуарда Пунти, с которой Гауди активно сотрудничал в начале своей карьеры. 

Витрина представляла собой массивное деревянное основание, усиленное по углам металлическими элементами; центральная ее часть состояла из шести стекол, образующих своего рода прозрачный параллелепипед с двускатной крышей, конек которой был увенчан коваными декоративными элементами с растительными мотивами....

Витрина, одним словом, была хороша и по праву заслужила серебрянную медаль на Выставке. 

Так случилось, что в это же время в Париже находился и крупнейший предприниматель Каталонии Эусеби Гуэль, который, к тому же, являлся клиентом перчаточника Комелья. Витрина, в которой была представлена хорошо знакомая ему продукция, понравилась Гуэлю, и он, по возращении в Барселону, решил непременно познакомиться с автором проекта. 

Гуэль отправился на улочку Авиньо, к Эстебану Комелья, и тот устроил знакомство бинесмена с молодым архитектором.

Уверяю: в миг, когда Гауди и Гуэль впервые пожимали друг другу руки, ангелы архитектуры на небесах заплакали от радости и вострубили во все свои громогласные трубы: начиналось удивительное, одно из известнейших в истории, сотрудничество капитала с талантом, результат которого всем нам прекрасно известен. 

В отличие от своего "подопечного" Антонио Гауди, который, как мы знаем, никогда не был женат, Гуэль вполне благополучно женился на Луизе Изабель Лопес-и-Бру - дочери друга своего отца, работорговца Лопеса, ставшего впоследствии Маркизом де Комильяс - и в этом браке нажил ни много ни мало, а целых десять детей! 

В 1910-ом король Испании Альфонсо 13-ый даровал Эусеби Гуэлю титул Графа Гуэль - "за выдающиеся заслуги в укреплении экономической мощи Испании".  Младшим детям Гуэли тоже кое-что досталось: титуты виконтов и баронов. В благодарностть за этот щедрый дар семейство Гуэлей поднесло в подарок королю целую Усадьбу в Барселоне, превращенную в 1920 в Королевский Дворец Педральбес.

Кроме того, один из сыновей Гуэля, Хуан Антонио ,унаследовал в 1918-ом и титул Маркиза де Комильяс. Так что, как видим, семейство Гуэлей было буквально увешано титулами, как собака блохами - да простится мне это сравнение! Но я из пролетариев, мне как раз простительно...

Эусеби Гуэль прожил яркую, активную и безбедную жизнь. Он мирно скончался 8 июля 1918 в своем поместье в парке Гуэль в Барселоне, в окружении любящих домочадцев. Сложно сказать, каким человеком был Эусеби Гуэль в быту, однако за одно мы будем всегда ему благодарны: за то что он подарил нам Антонио Гауди! 

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0