· 

Был ли женат Антонио Гауди?

Был ли женат Антонио Гауди? Обладал ли, так сказать, законной супругой и верной спутницей жизни? Существовала ли она в природе - любимая женщина Антонио Гауди? Да быть такого не может! Так воскликнете вы - и не без оснований. 

Всем известно, что Антонио Гауди никогда не был женат и не имел детей. Общеизвестно, что архитектор прожил свои годы затворником и одиночкой, всецело поглощенным строительством Саграда Фамилия - и никакие "внебрачные" женщины в его аскетической жизни тоже не фигурировали.

 Гауди был одинок, одержим великой и святой идеей строительства Храма Божьего и вел образ жизни святого, временно пребывающего в бренной оболочке тела - ведь так? 

Именно такой образ Антонио Гауди сегодня является "каноническим". Образ этот, окончательно сложившийся в последние десятилетия - расцвет посмертной славы каталонского зодчего - успел уже забронзоветь и покрыться благородной патиной - как покрылись ей немногочисленные памятники, посвященные архитектору. 

И образ этот с годами совершенно заслонил личность жившего когда-то на свете каталонца - Антонио Гауди. Ведь согласитесь, Гауди не всегда был таким - седым, величественным и суровым. Когда-то он был младенцем, потом ребенком, затем юношей - как и все мы. Потом он стал студентом, начинающим архитектором, модным архитектором, дорогим архитектором...

А когда определенный карьерный успех был достигнут, Гауди было-то всего 30 с небольшим. Он был молод, недурен собой, лишен религиозного пиетета, бывал в лучших гостиных Барселоны, придерживался весьма либеральных взглядов... И в карманах его бренчала уже не медь, а металл поблагороднее и подороже... 

Неужели, при всех вышеперечисленных параметрах, не было у Антонио Гауди дамы сердца? Или, лучше сказать - дам? Душевных привязанностей, любовных связей? Вот-то и оно, что были. Точнее, была - одна большая любовь, закончившаяся полным крахом. Об этом крушении матримониальных надежд Гауди, переменивших всю его последующую жизнь, мы и поговорим. 

Антонио Гауди и Пепета Мореу - как все начиналось

Все началось с того, что школьный приятель Антонио Гауди по имени Сальвадор Пажес сделал на текстиле хорошее состояние в Америке - в стране больших надежд и неограниченных возможностей. 

Разбогатев, он вернулся в Каталонию - таких здесь называли "индианос" - и, кроме денег, привез с собой идеи утопического социализма, хотя и в Каталонии такого товара имелось более, чем достаточно. 

В городе Матаро (30 км от Барселоны) Пажес основал рабочий кооператив, и решил выстроить для него целый комплекс зданий, в качестве архитектора пригласив, как несложно догадаться, друга детских лет Антонио Гауди. 

Хотя начинание с кооперативом закончилось, в конце концов, неудачей, Гауди успел принять деятельное участие в проекте. Он разработал проект промышленного здания, а также дизайн штандарта для так и несостоявшегося рабочего рая на земле. Кстати, постройка Гауди сохранилась в Матаро и по сей день: 

Как видим, в основе несущей деревянной конструкции лежит параболическая арка - фирменный знак Гауди. Так или иначе, но именно благодаря своему участию в проекте Рабочего Кооператива Матаро Гауди познакомился с женщиной, которой сужено было стать первой и единственной настоящей любовью его жизни - Пепетой Мореу. 

На предмет того, как это произошло, существуют две версии. По одной из них, именно Пепете была поручена сложнейшая вышивка, украшавшая пышное знамя кооператива, придуманное Гауди. 

И, будучи девушкой прямо и без комплексов, Пепета не постеснялась написать архитектору письмо, в котором прямо указывала на то, что воплотить в жизнь причудливые и замысловатые фантазии архитектора на предмет вышивки будет крайне сложно. Попроще, дескать, нужно быть, сеньор Гауди, и не усложнять бедной девушке и без того непростую жизнь. 

По другой версии, знакомство состоялось благодаря тому, что все тот же Сальвадор Пажес, хорошо знакомый с семейством Мореу, пригласил Пепету вести занятия в школе для детей кооперативных рабочих - и именно там, за делом, несущей просвещение в детрские массы, ее впервые увидел Гауди - увидел, и, что называется, пропал. 

Так или иначе, но знакомство состоялось, и Гауди на целых четыре года сделался завсегдатаем воскресных обедов в семействе Мореу. В этой доме Гауди нравилось, по воспоминаниям очевидцев и современников, все - однако главная причина заключалась в старшей дочери: огненноволосой (Гауди тоже был рыжеват) и весьма прогрессивной Пепете. 

Пепета Мореу - избранница Антонио Гауди

Пепета была старшей из трех дочерей морского волка Антонио Мореу, который на 25 000 песет, выигранных в лотерею, купил парусник и ходил на нем на Кубу. И окружение Мореу было таким же - из людей моря. В одного из них, бывшего солдата, карлиста и просоленну юморскую душу по имени Жоан Палау Феррер Пепита влюбилась без памяти, будучи еще совсем юной девушкой. 

Сыграли свадьбу, однако счастье было недолгим, и вскоре Феррер бросил молудую, да к тому же, беременную жену, не вернувшись из коммерческого рейса в Оран. Злые языки поговаривали, что в отчаянии она подалась за ним, и после выкидыша какое-то время пыталась вернуть сбежавшего и осевшего в Оране супруга, зарабатывая на жизнь игрой на пианино в одном из баров. 

Еще более злые языки поговаривали, что Пепета приторговывала и своим телом - однако пусть это утверждение остается на их совести. Понимая, что со спившимся Феррером жизнь не сложится, Пепета вернулась в Матаро, в лоно семьи, и жила в ожидании развода, решение по которому зависело от Церковного Трибунала Епископата Барселоны.

Такая была она, Пепета Мореу, на момент встречи с Гауди: все еще молодая, но хлебнувшая горя, образованная, игравшая на пианино... С волосами цвета старого золота, вызывавшая при вдгляде на нее странно притягательное и в тоже время тревожное чувство... 

Пепета не стеснялась носить очень смелый по тем временам купальный костюм, без обилия всяких оброк и рюшей, скрывавших ее природную красоту, и каждое утро начинала с решительного заплыва в водах родного Средиземного моря, благо Матаро как раз на море и стоит. 

Мог ли не влюбиться в такую Пепету тоже молодой, тоже рыжий, и тоже прогрессивно мысливший Гауди? Вряд ли. Гауди влюбился, втрескался по уши, втюрился, "пал жертвой страсти роковой" - и сделался завсегдатаем всех воскресных обедов этом семействе на целых четыре года. 

На предложение Гауди Пепета ответила отказом

Почему Гади тянул с предложением так долго - целых четыре года? Закономерный вопрос, но есть на негео такой же закономерный ответ: Гауди ждал, пока Пепиту наконец освобят от уз брака с окончательно сгинувшим в небытие первым мужем Пепеты. Во-вторых, Гауди был робок и терпелив. 

Он действительно каждое воскресенье четыре года подряд ездилв Матаро, что послушать, как музицирует его рыжая любовь. Пепита играла, Антонио подпевал, безбожно фальшивя и явно млея от счастья от того, что придет время, и это рыжее совершенство по имени Пепета скажет ему "да". 

Однако "рыжее совершенство", когда Гауди все-таки осмелися сделать предложение, повергла архитектора в глубокий шок, ответив ему "нет". Архитектор смятенно пытался настаивать - но эти жалкие попытки Пепета пресекла в корне, продемонстровав Антонио новенькое обраучалтьное кольцо и пояснив, что уже давненько встречается с Жозепом Кабальолем и даже успела с ним обручиться. 

Вспоследствии Пепета объясняла младшему брату Жозепу-Марии, что она восхищалась Гауди как прекрасным архитектором, но как человек он был ей не очень симпатичен.

 

Гауди, напомним, был их простых, и курс светского этикета никогда не проходил - в силу чего, должно быть, не знал многих элементарных условностей, принятых в "культурном обществе".

 "А еще, - жаловалась Пепета брату,  - в его бороде и усах всегда полно этих отвратительных крошек!" Крошек! Пепете, видите ли, не нравились "крошки" Антонио Гауди, семь работ которого находятся сегодня в списке ЮНЕСКО! Но почему бы и нет? 

Любят-то ведь не за ЮНЕСКО, о котором, тем более, тогда речи не шло.  Так или иначе, это был сильнейший удар по самолюбию Гауди, переменивший его взгляд на отношения с женщинами, и - подаривший нам Саграда Фамилия такой, ккой мы знаем ее сейчас.

Как известно, Антонио Гауди переживал отказ Пепеты долго, глубоко и тяжело - после него, похоже, разуверившись во всем женском племени.

 

Именно после этого отказа Гауди с головой погрузился в религию и архитектуру - и на свет стал рождаться тот самый "бронзовый" образ отшельника, подвижника и святого, к которому мы привыкли - и который, в общем, не так уж и далек от истины.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0