![Набросок портрета Гала в манере автоматического письма](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s6b61d3476b988e81/image/iee62e8f4b2cef1a9/version/1587293441/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B5-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0.jpg)
"Набросок портрета Гала в манере автоматического письма" был выполнен Сальвадором Дали в 1932 г. и является одним из первых столь тщательных и скрупулезных исследований лица своей супруги художником. Полюбоваться "Наброском" можно в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе, куда мы, собствено, всех и приглашаем!
Так что об "автоматическом письме" (одной из излюбленных техник сюрреалистов, основанной на фиксации спонтанных образов, порожденных подсознанием) при виде так мастерски и детально написанной картины, почти миниатюры (13 Х 16 см, масло, дерево) вспоминаешь в последнюю очередь!
"Набросок портрета Гала" - это, скорее, результат большого мастерства, уже тогда свойственного молодому Дали, ясного сознания и неустанного эксперимента. В это время Дали как раз экспериментировал с изображениями, намеренно оставляемыми незавершенными.
Художник, замечательно знакомый с историей искусства, наблюдал такой прием у Рафаэля, Микеланджело и, преже всего у очень уважаемого им Доминика Энгра, который и вообще часто (причем, совершенно намеренно) оставлял часть работы незавершенной - добиваясь тем самым гораздо большей выразительности и экспрессивности, чем если бы закончил ее целиком.
Именно такой "недосказанностью, способной сказать очень много" и пытался овладеть в то время молодой Дали. Эта маленькая вещица может служить учебным пособием всякому, кто хочет научиться писать потреты, обладающие максимальным сходством. Дали прописывает едва ли не каждый волоск по отдельности - и так же мастерски работает с цветом.
Тонкая кожа, голубоватые жилки, пульсирующие под ней и вызывающие ощущение болезненности, темноватые круги под глазами, общее задумчивое и в то же время упрямое выражение украшенного длинноватым носом лица - ты прямо чувствуешь, что эта нервная и нелицеприятная дама мучительно желает пробиться наверх и достичь подобающего ей положения - в то время (1932), напомню, дела с финансами у семейства Дали были плохи.
Впрочем, Дали не был бы Дали, если бы не добавил сюда второй план. Из головы Гала прорастает, как видим, лавровое дерево - а это прямая отсылка к "Метаморфозам" Овидия, конкретнее - к пересказанному им мифу о Дафне и Аполлоне.
Дафна, давшая обет целомудрия, спасалась бегством от обуянного страстью Аполлона, и чувствуя, что физически он подготовлен лучше и вот-вот завладеет ее роскошным телом, взмолилась о помощи своему отце Пенею, и тот "помог", превратив дочь в лавровое дерево. Миф, конечно известный - хотя совершенно непонятно, какое отношение имеет он к Гала, которая никаких обетов целомудрия не давала - и даже напротив!
Но это несущественно - важно, будучи в Театре-музее Дали, не забыть подняться на третий этаж и полюбоваться этим шедевром, который, кстати, и экспонируется в "Зале Шедевров"1
Статьи по теме:
Write a comment