Роджер, спасающий Анжелику - Сальвадор Дали (1970)

Картина "Роджер, спасающий Анжелику" была написана Сальвадором Дали в 1970-м и подарена Мэрии Фигераса, которая, в свою очередь, передала ее в постоянную экспозицию Театра-музея Сальвадора Дали, и теперь мы можем полюбоваться ею на Сцене. 

 

Этот монументальный холст (291 Х 144,5 см) является "далианской" версией знаменитой картины Жана Августа Доминика Энгра с таким же названием, написанной в 1819-ом. Напомним - Энгром Дали восхищался, как одним из самых техничных художников за всю историю живописи - а технику Дали, сам прекрасный технарь, ценил чрезвычайно. 

 

В "далианской" версии картины Роджер, как мы прекрасно понимаем - это никто иной, как Святой Георгий, небесный покровитель Каталонии, копье которого выглядит, скорее, как лазерный луч, что для Дали, живо интересовавшегося всеми достижениями современной науки, вовсе не случайность. 

Этим полотном хорошо любоваться, выйдя из темноватого помещения "Зала сокровищ", насыщенность которого шедеврами высочайшего уровня просто требует пятиминутной передышки.

На сцене, под гигантским задником к балету "Лабиринт" как раз предусмотрительно поставлены стулья, так что присядем, расслабимся, и разглядим картину, как следует. 

Для меня "Роджер, спасающий Анжелику" Дали интересен прежде всего тем, что полностью потверждает мною не раз озвученный принцип: самый верный документальное свидетельство жизни Сальвадора Дали - это его работы.  

Это подтверждается уже тем фактом, что для Анжелики Дали позировала Аманда Лир, элегантные "косточки" которой мы уже перемыли в Вестибюле. В конце 60-хх, начале 70-хх, то есть, как раз в то время, когда создавался музей, Аманда была особенна близка с Дали и всюду появлялась с ним на публике в качестве молодого красивого "эскорта".

Необычайно глубокая привязанность самого Дали к Аманде - а она была, как отмечают все из окружения художника - служит, кстати, косвенным подтверждением транссексуальности красавицы-блондинки. Для Дали, как мы уже упоминали, идеалом человечекого существа являлся гермафродит. 

Художник любил видеть в своем окружении женоподобных юношей и наоборот, часто наделяя мужчин женскими прозвищами-именами, а женщин, соответственно, мужскими. Так или иначе, Аманда Лир - это целая важная глава в биографии художника - потому мы о ней, собственно, и беседуем. 

В свое время эта безусловно талантливая и умная женщина (или не женщина) выпустила книгу под названием "Дали Аманды". Степень ее фантазийности во всем, что касается фактов, примерно такова, как и в "Тайной жизни" самого Дали - однако при этом в книге множество удивительно точных и образных описаний личности Сальвадора.

Читая эти пассажи, понимаешь - такое не придумаешь, это было, это действительно так - и тем книга Аманды ценна. Так что всем, у кого найдется пара часов, рекомендую "Дали Аманды" - уверяю, после этого художник откроется вам несколько с иной, но очень интересной стороны. 

Что до Гала - как я уже говорил, Аманду она откровенно невзлюбила, при том, что легко терпела рядом с Дали всевозможный сброд мужского и женского пола, причем, сброд этот состоял из людей физически красивых: она сама любила окружать себя красивыми людьми и привила эту привычку Сальвадору.

Была ли в этой нелюбви женский компонент? Безусловно! Судите сами: Аманда - высокая длинноногая блондинка "слегка за 20"; Гала - не-высокая, не-длинноногая и не-блондинка "слегка за 70".

 

На большинстве принадлежавших Гала фотографий, где она и Аманда сфотографированы вместе, лицо Аманды попросту вырезано. Иногда вырезано лицо и самой Гала - ей категорически не нравилось стареть, а фотографии свидетельствовали о том неумолимо. 

 

Однако убежден абсолютно: со свойственной ей проницательностью Гала в свое время поняла: Аманда - не просто красивая "пустышка.

При ее несомненных способностях и талантах Аманда могла воспретендовать на роль духовного поводыря и опоры Дали, который всегда нуждался в крепком женском плече - а этого допускать ни в коем случае не следовало! Это, напротив, следовало пресекать самым жестоким образом, ибо роль эта принадлежала одному человеку на свете - Гала. Поэтому было время, когда она буквально ела несчастную Аманду поедом - впрочем... Именно - было. 

Во второй половине 70-хх Гала все чаще начала ощущать приближение смерти, и задумываться над тем, кто же присмотрит за Дали, когда ее не станет. В конце концов, она сочла, что Аманда - наиболее попдхордящая на ту роль кандидатура. 

Пригласив Аманду в свой замок в Пуболе, Гала имела с ней задушевную беседу на этот счет и взяла с Аманды обещание приглядеть за Дали, когда она, Гала, уйдет в лучший мир.

Аманда, не моргнув глазом, обещала и даже поклялась на иконе Казанской Божьей матери, принадлежавшей Гала - однако обещание свое не сдержала. Еще при жизни Елены Дмитриевны она вышла замуж за аристократа Алена-Филиппа Маланьяка, славного своими гетеросексуальными наклонностями. 

Что касается "жизненной правды", о которой я собирался рассказать - извольте. Тем более, что она очевидна. На картине Дали, в отличие от оригинала - не оин женский персонаж, а два. Вторая женщина, в глубине полотна справа, стоит спиною к нам, однако характерные очертания фигуры, и, в особенности, любовно выписчанная пятая точка не оставялют никаких сомнений - это Гала. 

Эта ситуация полностью соответствует жизненной на тот момент, когда писалась картина - 1970 год. Аманда вместе с Дали не сходили с глянцевых обложек таблоидов, а Гала вела уединенную жизнь в сельском замке, подаренном ей незадолго до того Гала.

Уединенную - без Дали и его шумных тусовок, но с очередным молодым человеком, который на тот момент временно завладевал ее сердцем - и другими частями тела. Отношения Дали и Гала в тот момент были далеко не идиллическими, и покупка замка жене была для Дали попыткой несколько разрядить напряженную семейную обстановку. Забегая вперед, скажем - это сработало. 

Но что важно отметить - пусть Гала на картине замечаешь не сразу - все внимание оттягивает на себя яркая Аманда во всей своей голой молодости и красе - но Гала есть. Даже переживая не самый простой период в их отношениях, Дали признает: Гала - основная контанта его бытия, даже если константа эта на время ушла в тень. 


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0