Метаморфозы Нарцисса - Сальвадор Дали (1937)

Сальвадор Дали - описание картины "Метаморфозы Нарцисса"
Метаморфозы Нарцисса - Сальвадор Дали

Метаморфозы Нарцисса (50,8 Х 78,3 см, холст, масло) - картина, которую Сальвадор Дали написал в 1937-ом, и которая, по заявлению самого художника, может считаться первым его полотном, созданным в абсолютно полном соотвествии с разработанным Дали параноидально-критическим методом. 

 

В этом смысле картина "Метаморфозы Нарцисса" стала для Сальвадора Дали поворотной работой, знаменующей окончательный переход от сюрреализма, как "чистого автоматизма", на более высокую ступень, которую, по мнению Дали, и являл собой его метод. 

Прежде, чем заняться "Метаморфозами", напомним определение, данное методу самим Дали: параноидально-критический метод - метод иррационального познания, основанный на пояснительно-критической интерпретации паранойальных (бредовых, галлюцинаторных) явлений.

Переводя вышесказанное на простой язык: если сюрреализм - это механическая фиксация образов подсознания, то параноико-критический метод - это не просто бред (сновидение, галлюцинация), но бред, так сказать, "систематизированный и поясненный". А если эта системная фиксация бреда проиходит на техническом уровне Сальвадора Дали - рождаются шедевры, меняющие историю искусства. 

Кстати, Дали совершенно прав: картина "Метаморфозы Нарцисса" - это не просто двойной образ, как например, в картине "Испания" или "Великий параноик", написанной годом ранее - но образ, скажем так, "раздвоившийся", то есть - раздельно запечатленные образ и его интерпретация в рамках одного сюжета. 

"Метаморфозы Нарцисса" история создания картины

Не исключено, что толчком к написанию картины "Метаморфозы Нарцисса" послужило издание "Метаморфоз" Овидия с иллюстрациями Пабло Пикассо. Для Дали в этом заключался определенный вызов (мы не раз уже писали о том, что Дали, достигнув известности, захотел перешеголять художника из Малаги, на которого, будучи юным, смотрел с восторгом и обожанием) - так что его "Нарцисс" мог материализоваться, в том числе, и по причине этого извечного духа соперничества с Пикассо. 

Впрочем, уверен, что причина эта - далеко не единственная. Во-первых, сам Дали был непревзойденным "нарциссом", причем сознательным и гордящимся своим нарциссизмом, а во-вторых, понятие "нарциссизм" ввел в психиатрию не кто иной, как Зигмунд Фрейд, который для Сальвадора Дали до конца сороковых являлся воплощенным Богом - ни больше, ни меньше. 

Кстати, на свою первую и единственную встречу с Фрейдом Дали прихватил именно "Метаморфозы Нарцисса" - и был безумно рад положительной реакции старика Фрейда на его произведение. 

Напомним: Нарцисс  - сын речного бога Кефиса и нимфы Лириолы, юноша необычайной красоты, расположения которого добивались тысячи лиц как мужского, так и женского пола, но гордый и самовлюбленный Нарцисс с презрением отвергал их любовь, обрекая их на муку, а кое-кого и на смерть. Отвергнутые взмолились Немезиде, и та вняла их мольбам наказать холодного наглеца.

Немезида сделала так, что во время одной из охот Нарцисс увидел в реке свое отражение, влюбился в него без памяти и, не в силах оставить его, умер на том же месте от голода и жажды.

Когда нимфы пришли за телом его, то увидели, что на месте смерти Нарцисса вырос красивый цветок, названный в честь самовлюбленного юноши. 

Начав работать над картиной, Дали заметил, что стоит некоторое время пристально посмотреть на фигуру склонившегося к воде Нарцисса, отойдя на определенное расстояние, и фигура постепенно начинает исчезать, превращаясь в каменную ладонь, держащую в пальцах луковицу или яйцо, из которой готов вот-вот прорасти клубень. 

Кстати, и яйцо, и луковица в качестве образа-символа подходят к сюжетц картины идеально. Яйцо  - как символ рождения и новой жизни, а луковица - как напоминание об испанской поговорке: "У него луковица в голове проросла", что означает одержимость навязчивой идеей или комплексом - например, той же самовлюбленностью-нарциссизмом. 

"Метаморфозы Нарцисса" - первая картина Дали, написанная в соответствии с параноико-критическим методом

Картины Сальвадора Дали. Метаморфозы Нарцисса

Если бы речь шла просто о сюрреалистической картине, Дали умудрился бы вместить оба образа - руку и Нарцисса в одно изображение, сделать "два в одном", что, собственно и называется двойным образом, на какие он был непревзойденный мастер.

Однако "Метаморфозы Нарцисса" созданы в русле параноико-критического метода - и потому, по словам Дали, мы видим перед собой "первое явление сюрреалистической композиции, включившей в себя последовательную интерпретацию иррационального сюжета". Иными словами, это "раздвоившийся двойной образ", наподобие того, что мы видим в картине "Лебеди, отраженные в слонах", написанной в соответствии с тем же методом. 

Хотел бы указать на еще одно интересное замечание Сальвадора Дали, который неустанно в те годы подчеркивал, что истинной философской глубины живописный образ достигает только в случае математической точности в изображении его мельчайших деталей.

Именно эта "математическая", фотографическая, гиперреалистическая "точность" Дали в изображении того, что способно существовать лишь в виде сна, галлюцинации или бреда - главный секрет успеха картин усатого каталонца - разумеется, на мой взгляд, который, впрочем, и является единственно верным:)

Конечно же, мы не сбрасываем со счетов невероятного трудолюбия Маэстро Дали, умело направляемого железной рукой супруги и собственными амбициями, которые у Дали всегда возрастали со скоростью поистине космической. 

Однако, помимо бесконечных самовосхвалений, от которых попахивает бредом величия, Сальвадор всегда много работал. Художником был редкостным трудягой и настоящим фанатиком живописного ремесла, неустанно расширявшим доступный ему технический арсенал.

Стремясь достичь нужного визуального эффекта в этой картине, например, он перепробовал кучу красок, в том числе,  достататочно редких: черную слоновую кость, виндзорскую красную, прусскую синьку, зеленый кобальт... За это трудолюбие и одержимость работой художнику можно простить многое - если не всё. 

Интересно, что картину "Метаморфозы Нарцисса" Сальвадор Дали сопроводил одноименной поэмой, которая является литературной пояснительной интерпретацией  сюжета картины - как мы не раз говорили, Дали обладал большим литературным талантом (Читать описание картины на английском языке). 


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.


Write a comment

Comments: 0