Галлюциногенный тореадор - Сальвадор Дали (1970)

Галлюциногенный тореадор - картина Сальвадора Дали, написанная художником в 1969-70 г.г. и ставшая своеобразным и очень ярким итогом, или, если хотите, вершиной всего творчества Дали на тот момент времени. 

 

Над гигантским, без преувеличения, полотном "Галлюциногенный тореадор" - площадь его составляет 12 квадратных метров - Дали трудился без устали на протяжении целых 15 месяцев.

 

Антология всего творчества Дали в одной картине, или "весь Сальвадор Дали в одном лице" - так сам художник объяснял замысел этой монументальной вещи.

 

Еще не будучи законченной, картина "Галлюциногенный тореадор" была куплена у Дали четой его друзей и коллекционеров его творчества - Элеонорой и Рейнольдом Морзами, и сейчас является одним из главных шедевров созданного ими музея Сальвадора Дали в Сантк-Петербурге (США, штат Флорида). 

Галлюциногенный тореадор - история создания

История создания картины началась с "подарочка", которые так любил Дали. Друзья подарили Дали набор карандашей с изображением Венеры Милосской на коробке - и зоркий глаз Дали внезапно углядел в очертаниях Венеры большое сходство с лицом своего знакомого - знаменитого испанского тореадора Мануэля Родригеса Санчеса по прозищу "Манолете". 

Дали поделился наблюдением с Галой, та расказала друзьям - однако никто, кроме Дали, лица тореадора в изображении Венеры не углядел. Сальвадора Дали это нисколько не смутило - в конце концов, гениальным художником был именно он. Сальвадор засучил рукава и взялся за работу - серьезно и основательно, как он делал это всегда. 

Написанию собственно картины предшествовали 15 месяцев напряженной работы над эскизами. Саму картину Дали писал у себя дома, в Порт-Льигате, где гигантская электрифицированная подвижная рама, сконструированная им самим, позволяла тщательно проработать каждый фрагмент этого необъятного полотна.

Для удобства Дали разбил пространство картины на 12 квадратов по 1 м кв каждый - и принялся за поистине титанический труд, который, как мы сказали, должен был стать антологией Дали-художника. 

Описание и анализ картины "Галлюциногенный тореадор"

На экскурсии, перед тем, как начать об этой картине (оригинал, как я уже говорил, находится во Флориде, но в нашем Театре-Музее Дали в Фигерасе есть отличная полномасштабная фотография "Галлюциногенного тореадора" на ткани) - так вот перед тем, как начать что-то рассказывать, я прошу туристов посмотреть на эту картину так, без всяких объяснений. Посмотреть в последний раз - потому что после объяснений она уже никогда не будет прежней:)

Галлюциногенный тореадор - Сальвадор Дали

Туристы смотрят - и видят, конечно же, то, что сразу бросается в глаза: череду Венер Милосских, уходящих в перспективу справа налево, раворячивающихся вокруг своей оси, причем женский силуэт, по мере удаления, все больше начинает напоминать мужской. 

Почему Венера - понятно. Во-первых, потому что с ее изображения на карандашной коробке началась история этой картины, а во-вторых - сложно придумать более значимый образ во всей истории искусства. 

Для Дали, к тому же, Венера стала первой скульптурой, которую он, будучи еще совсем малым ребенком, вылепил по фотографии, обнаруженной в родительском доме. Она же, эта обнаженная красавица, стала первым объектом его эротических фантазий, а в дальнейшем десятки раз возникала в его творчестве - достаточно вспомнить его знаменитую "Венеру Милосскую с ящиками". 

Кстати, выражение лица Венеры Дали всегда находил глупым, но считал как раз нормальным, ибо глупость, по мнению Дали, неотделима от красоты. Спорное утверждение  - но оставим его на совести Дали и двинемся дальше. А точнее, приступим к главному - удивительному двойному образу картины. 

Двойной образ картины "Галлюциногенный тореадор" - один из самых известных

Теперь же - присмотримся как следует ко второй справа Венере, точнее, к ее лицу - и поймем, что лицто это в тоже время - глаз тореадора! Грудь Венеры - его нос, ниже этого носа можно увидеть рот, подбородок, еще ниже - пуговчку рубашки и зеленый галстук или платок, выделяющийся на фоне белой сорочки. 

Как только вы уловите, ухватите, увидите этого тореадора с грустным и смиренным лицом - он уже навсегда останется с вами, и разглядывать картину "Галлюциногенный тореадор", как прежде, уже не получится. По этой причине Дали назвал картину именно так: тореадор возникает из ниоткуда, как навязчивая галлюцинация, избавиться от которой уже не получится. 

Тореадор - абстрактный образ с конкретным прототипом

Как я уже говорил, прототипом галлюциногенного тореадора выступил покойный Манолете, убитый на арене быком. Кстати, голову поверженного на кориде быка вы можете обнаружить внизу слева. В загривок быка воткнуты бандерильи, а ярккие цветные точки выражают "высочайшую степень боли, которую испытывает издыхающее животное". 

Верхняя половина пространства картины изображает арену - правда не с подковообразными мавританскими арками, типичными для Испании, а с полукруглыми романскими - на манер Колизея. Присмотритесь внимательней - и между арок снова увидите Венер Милосских. 

Лишь одна арка, в центре, не дает тени, как остальные, и окружена с двух сторон фигурами ангелов - яное указание на небо, куда предстоит перебраться душе умершего тореадора. Об этом же  - о смерти  и переходе в мир иной - свидетельствует и еще один знак, который сразу и не разглядишь. 

Однако - попробуем. Вернемся к лицу уже знакомой нам второй справа Венеры (оно же - глаз тореадора) и по границе света и тени спустися вертикально вниз - до точки, в которой тень уходит перпендикулярно влево. На этом уголке тени мы онаружим слезу, выкатившуюся из глаза тореадору - Дали называл ее "предчуствием смерти". 

Вообще же, по словам самого Дали, образ тореадора  - скорее собирательный. Он вобралв себе всех тех, ктого Дали знал в жизни - и кто умер раньше него. Это и его умерший до рождения самого Сальвадора Дали брат, которого тоже звали Сальвадором, это и друг Дали, Федерико Гарсия Лорка, это и Рене Кревель... Все те, души которых уже там - с обратной стороны сияющей ярким светом небесной арки. 

Мухи, источник вдохновения - изображены в картине многократно

О том, что арка в центре - именно небесные врата, свидетельствуют полчища мух, вылетающие оттуда. Не станем забывать: мухи, по Дали - это источник вдохновения, "Музы Средиземноморья".

Именно поэтому гораздо более тщательно и с большим умением выписанные мухи в нижней части полотна летят в направлении мальчугана с обручем и костью, обряженного в матросский костюмчик. 

Образ мальчика позаимствован Дали со своей же замечательной картины "Призрак сексуальной привлекательности" и как нельзя более здесь уместен: картина подводит жизненные итоге, и вполне логично было изобразить себя ребенком, в самом начале пути. 

Разумеется, есть здесь и Гала - ее лицо ,осиянное ореолом, мы обнаружим в левом верхнем углу. Гала мрачна и еще более непривлекательна, чем обычно - это можно объяснить тем, что отношения между Дали и женой были в тот период довольно прохладными. 

На обширном пространстве полотна можно также  обнаружить и скалы мыса Креус, и бухту рядом с домом Дали в Порт-Льигате, и бюст Вольтера - и еще десятки образов, ставших неотъемлемой частью творчества Сальвадора Дали. 


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0