Саграда Фамилия (храм Святого Семейства в Барселоне), когда оказываешься внутри, поражает, пожалуй, еще более, чем снаружи.
Антонио Гауди не стремился казаться оригинальным - он был таковым. Эта выпирающая отовсюду оригинальность (она буквально торчит из работ Гауди, как уши из кролика, ее не спрятать и не скрыть) самым естественным образом пристекала из уникальности его архитектурного мышления, которое не существовало само по себе, но находилось в теснейшей связи с Богом и Природой - в особенности, когда мы говорим о Храме Святого Семейства в Барселоне.
Вспомните любой храм, которому посчастливилось без особых потерь добраться до наших дней - интерьеры таких церквей буквально изобилуют огромным количеством религиозных артефактов: это и ретабло, и барельефы, и картины, и иконы, и скульптуры...
В качестве яркого примера подобного храма можно привести кафедральный собор Барселоны, который, в силу его религиозной значимости, не осмелились разрушить даже республиканцы в годы Гражданской войны в Испании.
Совсем другое - Саграда Фамилия. Ни с чем по своему объему не сравнимое огромное внутреннее пространства церкви Гауди намеренно решил оставить пустым - или почти пустым.
![Почему Саграда Фамилия в Барселоне - церковь наизнанку?](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=642x10000:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/ie8e9b14cf242df04/version/1676806753/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%81%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83.jpg)
Большая часть символики была намеренно размещена им снаружи на фасадах Саграда Фамилия. По сути, фасады и являют собой грандиозные ретабло, посредством которых нам наглядно и убедительно рассказывают о Святом Семействе.
Да, снаружи, особенно, у фасада Рождества, мы можем поражаться и восхищаться невероятным обилием деталей, воплощенных в камне; многим даже ошибочно кажется, что они лицезрят некий гениальный хаос, в котором нет ни системы, ни порядка - один лишь мятежный человеческий гений, мучительно стремящийся постичь Бога - однако на деле все не так.
Есть и система, и порядок, и строго отведенное для каждого из множества элементов место, и, напротив, совершенно нет места деталям случайным или не относящимся к делу.
Каждое животное, каждое растение, изображенное на том же фасаде Рождества, несет конкретную смысловую нагрузку, а ощущение хаоса, возможно, складывается именно из-за обилия этих деталей.
Это как раз понятно: фасадам Саграда Фамилия Гауди определил роль дидактическую, а вот интерьеры, напротив, воспринимал как место для спокойных раздумий и молитвы, когда ничто не должно отвлекать от общения с Господом - именно поэтому они не изобилуют содержимым.
Write a comment