![Галатея в момент творения - Сальвадор Дали](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=410x1024:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/i47d90479d531cd62/version/1636921830/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8.jpg)
Картина "Галатея в момент творения" была написана Сальвадором Дали в 1934-ом году, в период творчества художника, который назвают "ядерным мистицизмом", хотя мне по душе иное, более точное определение - "ядерный каталоцизм", поскольку оно грораздо более четко и понятно определяет два основных ориентира, определявших творчество художника в те годы: испанский католицизм и достижения ядерной и квантовой физики.
Сальвадор Дали, вне всякого сомнения, стал первым художником, столь ярко и декларативно соединившим в своем творчестве религию и науку, которые, по словам художника, не только не противоречили друг другу, но и прекрасно уживались между собой.
Имя "Галатея" применительно к своей супруге уже не перввй раз встречается в картинах художника. За два года до создания полотна "Галатея в момент творения" оно уже фигурировало в названии прекрасной картины "Галатея сфер".
Галатея - дочь Нерея и Дорида, олицетворение спокойного моря, отвергнувшая в свое время страстно влюбленного в нее сициллийского циклопа Полифема и превратившая его в прозрачную речку.
Кроме того, широко известен миф о скульпторе с Кипра Пигмалионе, изваявшем из слоновой кости статую прекрасной Галатеи - и влюбившемся в нее без памяти. Любовные страдания Пигмалиона были столь велики, что Афродита, проникшись состраданием к несчастному Пигмалиону, оживила созданную им статую, которая сделалась его женой.
Чем, скажите, не история Сальвадора Дали, который "вымечтал" свою Галатею задолго до ее появления во плоти и крови, который писал ее, еще не разу не видев, который мучился и страдал от ее отсутствия, не зная, если ли она на самом деле - и небо, по словам самого Дали, не могло остаться равнодушным при виде этой любви, подарив ему Галатею-Галу?
Впрочем, если в картине "Галатея сфер" религиозная символика отуствует, в картине "Галатея в момент творения" ее более чем достаточно. это и рыба - один из важнейших символов христианства, и цветы жасмина. Жасмин в христианстве считается цветком Девы Марии, и выбор именно этого цветка для Дали более, чем не случаен.
Со временем он всё повышал статус Галы, из разряда языческих богинь переведя её, в конце концов, в статус Богородицы. Вспомним замечательную с точки зрения мастерства и исполнения картину "Мадонна Порт-Льигата" - любую из двух версий - и все сомнения на этот счет развеются, как дым.
Впрочем, любить свою жену и даже обожествлять её -во все не грех. Спросите любую жену - и она охотно подтвердит вам правоту моих слов.
Следует также отметить, что, помимо "дезинтеграции материи", типичной для картин Дали "ядерного мистика", в полотне "Галатея в момент творения" также присутствует множество рогов носорога. В описании к другим картинам мы неоднократно писали о "носорогомании Дали" - упомянем об этом в двух словах и здесь.
Рог носорога с начала 50-хх - один из фетишей Дали, по мнению каталонского Маэстро - самое совершенное творение природы, ибо рог этот, считал Дали, являет собой "идеальную двойную логарифмическую спираль".
Говоря о "двойной спирали", Дали имел в виду строение молекулы ДНК. Впервые молекулу ДНК открыли еще в 1930-ом, однако общественный интерес к ней по-настоящему проснулся в 1953-ом, после того, как ученые Крик и Уотсон опубликовали результаты своих исследований, в которых содержалось описание двойного спиралевидного строения молекулы ДНК.
Разумеется, Дали, внимательно отслеживавший все новое в мире науки, не мог пройти мимо этого знаменательного события. Странным образом, как видим, строение молекулы ДНК лишь укрепило его железную веру в то, что рог носорога - лучшая и самая совершенная форма, созданная Матушкой-природой.
С той поры, рог носорога, имеющий, к тому же, фалллическую форму (что для Дали было дополнительным доказательством его "святости") в изобилии присутстсвует в работах Дали - причем, меня, например, совершенно не раздражает!
В настоящий момент каратина "Галатея в момент творения" (100,6 Х 101 см; холст, масло) принадлежит Anne Vanommeslaghe. Нам с Татьяной довелось видеть эту замечательную вещь вживую, на выставке в Барселоне в 2018-ом, когда и была сделана представленная в статье фотография.
Статьи по теме:
Write a comment